«RUANALYTICA.RU»

«Аналитика мировых событий»

Калибр - 203 мм! "Кувалда Сталина". Гаубица Красной Армии

вт, 07/01/2020 - 12:11

 

Это было самое могущественное орудие Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Калибр - 203 мм! Гаубица большой мощности Б-4 применялась для разрушения самых хорошо защищенных фортификационных сооружений гитлеровцев. Так что те дали этой суперпушке прозвище "Кувалда Сталина".

А началась история Б-4 в 1926 году, когда Артиллерийский комитет Красной Армии определил, какие артиллерийские орудия требуются для РККА, и выдал техзадание на разработку трех пушек: 122-мм корпусной пушки, 152-мм пушки и 203-мм гаубицы большой досягаемости. Разработка последней завершилась в середине января 1928 года. Специалисты предложили сразу два варианта самоходной гаубицы, отличавшихся всего одним элементом: наличием или отсутствием дульного тормоза. По ряду причин технологического и эксплуатационного характера было решено продолжить разработку проекта пушки, не оснащенной дульным тормозом.

Опытный образец новой гаубицы большой мощности был собран на заводе "Большевик" только в 1931 году. Летом того же года орудие доставили на Научно-испытательный артиллерийский полигон под Ленинградом, где начались первые испытательные стрельбы. Согласно новой советской номенклатуре артиллерийских орудий, разработки завода "Большевик" обозначались индексом, начинающимся с литеры «Б». Вот так новая 203-мм гаубица получила обозначение Б-4. После проведения всех испытаний в 1933 году орудие Б-4 приняли на вооружение. До начала 1937 года заводы выпустили и передали артиллеристам около 120 гаубиц.

Основным элементом 203-мм гаубицы большой мощности Б-4, естественно, был нарезной ствол длинной 25 калибров (нарезная часть – 19,6 калибра). Ствол гаубицы закреплялся на противооткатных устройствах, выполненных на основе гидравлического тормоза отката и гидропневматического откатника. Во время выстрела все агрегаты противооткатных устройств были неподвижны. В качестве дополнительного средства обеспечения стабильности при стрельбе использовался сошник, смонтированный на станине гусеничного лафета

С помощью механизма подъема можно было изменять угол возвышения ствола в пределах от 0° до 60°. Отрицательные углы вертикальной наводки не предусматривались. В составе механизма подъема имелась система быстрого приведения орудия к углу заряжания. С ее помощью ствол автоматически опускался и позволял производить заряжание. Все агрегаты буксируемой гаубицы Б-4 устанавливались на гусеничном ходу оригинальной конструкции.

В собранном виде Б-4 имела длину около 9,4 м и ширину почти 2,5 м. Высота линии огня составляла 1910 мм. Длина ствола с затвором превышала 5,1 м, а их общий вес достигал 5200 кг. С учетом т.н. откатных частей ствол весил 5,44 т. Лафет имел массу 12,5 т. Таким образом, готовая к стрельбе гаубица весила 17,7 т, не считая различных вспомогательных средств и боекомплекта. Гаубица Б-4 обслуживалась расчетом из 15 человек.

Естественно, на большие расстояния орудие Б-4 перемещали в разобранном виде. При этом гусеничный лафет можно было буксировать со скоростью не более 15 км/ч, ствольную повозку – не быстрее 25 км/ч. При необходимости перемещения гаубицы на небольшие расстояния (например, между позициями) допускалась буксировка в собранном виде. В таком случае скорость движения не должна была превышать 8 км/ч. Гаубица Б-4 могла использовать все имевшиеся на вооружении артиллерийские снаряды калибра 203 мм.

Основными ее боеприпасами были фугасные снаряды Ф-625 и Ф-625Д, а также бетонобойные Г-620 и Г-620Т. Эти боеприпасы весили около 100 кг и несли от 10 до 25 кг взрывчатого вещества. В послевоенный период номенклатура боеприпасов для орудия Б-4 расширилась специальным снарядом с ядерной боевой частью - так что "сталинская кувалда" стала еще и первой атомной пушкой Советского Союза. Но это было гораздо позже.

Максимальная дальность стрельбы Б-4, достигавшаяся при оптимальной комбинации всех изменяемых параметров, достигала 18 км. Для загрузки снарядов и картузов с порохом использовался небольшой подъемный кран, расположенный на станинах лафета. Ввиду большой массы боеприпасов ручное заряжание было затруднительно. Натренированный расчет мог делать один выстрел за две минуты.

Первым вооруженным конфликтом, в котором использовались гаубицы Б-4, стала Советско-финская война. К концу 1939 года на фронт было переброшено почти полторы сотни таких орудий, которые активно использовались для уничтожения финских укреплений. Орудия Б-4 показали себя неоднозначно. Мощности гаубицы хватало для уничтожения некоторых дотов, но нередко артиллеристам приходилось сталкиваться с более защищенными целями.

Иногда для разрушения бетонного сооружения требовалось попасть в одну точку двумя или тремя снарядами. При этом для ведения эффективного огня гаубицу приходилось чуть ли не вручную подводить на расстояние около 200 м от цели. Общая мобильность гаубицы тоже оставляла желать лучшего из-за ограничений, связанных с ее транспортировкой.

Великая Отечественная война стала непростым испытанием для этих орудий (точнее, конечно, для бойцов, на них воевавших). На 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубиц Б-4. Они имелись только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности Резерва Верховного Главного командования.

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. Те полки, что избежали захвата немцами, были отведены в глубокий тыл. В боевые действия они впервые вступили только 19 ноября 1942 года.

Во время Курской битвы одна из Б-4 показала, что может являться грозным оружием не только против укреплений, но и против вражеской бронетехники: прямым попаданием 203-мм снаряда гаубицы была буквально разорвана на части немецкая самоходка "фердинанд", практически неуязвимая к артиллерийскому огню советских противотанковых пушек.

Материал  содержит оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражает позицию редакции сайта «RUANALYTICA.RU»

Уважаемые друзья!!! Вступайте в нашу группу «ВКонтакте».

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru